Мотивация труда и основные стандарты системы менеджмента качества.
Мотивация труда и основные стандарты системы менеджмента качества
Комплексная система стандартов разработана «International Organization for Standardization» в 1987 году, с целью помочь предприятиям во всем мире выйти на новый международный уровень развития и продвигать свою сертифицированную продукцию в другие страны.
Ранее уже были разработаны подобные нормативы в Америке и Европе. Следование основным правилам есть не что иное, как мотивация труда в системе менеджмента качества.
Мотивация труда – это процесс стимулирования руководства и сотрудников организации к деятельности, направленный на достижение индивидуальных и общих целей предприятия.
Предприятия, большинства развитых стран мира, признают ISO 9000 едиными критериями качества, к которым нужно стремиться.
ISO 9000 включают в себя пять блоков:
- ISO 9001, 9002 и 9003 – это конкретные и индивидуальные требования к соблюдению нормативов на всех этапах производства товаров и способы их реализации;
- ISO 9000 и 9004 – общие инструкции по управлению качеством и по применению известных стандартов.
Соблюдение эталона ISO 9001 способствует улучшению мотивации труда в системе менеджмента. Согласно этим правилам к качеству выпускаемой продукции должны предъявляться следующие требования:
- административное обеспечение ответственности – политика в сфере управления качеством следует строгому регламенту, заверяется документально, реализовывается; необходимо четкое обозначение прав и обязанностей сотрудников, занимающих определенные управленческие должности, обеспечивается мотивация труда в системе менеджмента;
- контроль проекта – реализация проекта должна строго соответствовать подробному плану действий и поставленным целям, результаты проекта тщательно проверяются;
- контроль документации – любые изменения или дополнения должны регулярно контролироваться;
- инспекция закупок и поставщиков – субподрядчики и поставщики должны соответствовать требованиям предприятия, прописанным в контрактных документах;
- наблюдение за технологическим процессом – все производственные процессы на предприятии должны быть аккуратно организованы и взяты под строгий контроль ответственных лиц;
- тестирование и стандартизация – приборы, применяемые в тестировании должны быть предельно точны и соответствовать эталону; изделия проверяются на протяжении всего производственного процесса и на стадии выпуска; результаты проверок грамотно документируются и архивируются;
- контроль продукции – товары, не удовлетворяющие стандартам, забраковываются;
- управление в товарно-материальной сфере, хранение изделий на складе – процессы упаковки, хранения и реализации продукции должны тщательно контролироваться, с целью повышения надежности и безопасности этих процессов;
- повышение профессионального уровня персонала – необходимо организовать обучение сотрудников предприятия с целью повышения их квалификации, проводить аттестации и переаттестации; документировать результаты обучения;
Направленность системы мотивации труда должна соответствовать выбранной стратегии системы менеджмента качества, а стратегия, в свою очередь обязана соответствовать общим целям организации.
В Российской Федерации разработаны ГОСТы на основании международных стандартов серии ISO 9000:
- ГОСТ РФ 9000-2001 (диктует основные положения систем управления качеством и определяет соответствующую терминологию);
- ГОСТ РФ 9001-2001 (стандарты систем менеджмента качества);
- ГОСТ РФ 9004-2001 (рекомендации по улучшению результативности и эффективности системы).
Подготовка организации к процедуре сертификации повышает уровень мотивации труда в системе менеджмента. Получение сертификата положительно способствует продвижению товара на рынках. Процедуры сертификации делятся на - добровольные и обязательные (например, для пищевых продуктов). Различают:
- одностороннюю сертификацию (внутренняя проверка на соответствие стандартам ISO 9000);
- сертификацию второй стороной (внешний аудит);
- сертификация уполномоченным органом (сертификат международного образца, высшая форма сертификации).
|